Как классическая музыка способствует расслоению общества
О том, как классическая музыка влияет на бездомных и способствует расслоению общества:
Около входа в калифорнийские Бургер Кинги частенько можно услышать произведения Баха и Вивальди. Плей-лист подобран, чтобы отпугивать попрошаек и бездомных, толпящихся у входа. Местные жители не без радости замечают, что с тех пор, как администрация Бургер Кинга начала врубать классику, все карманники и нищие ушли в другие места.
Рекомендацию проигрывать в публичных пространствах Брамса, Шуберта и других композиторов представителям заведения дали в Обществе по развитию районного благоустройства (CMCBD). Их, в свою очередь, вдохновила на это Лондонская подземка, которая с 2005 г. начала включать на станциях классическую музыку. Так планировалось снизить уровень антисоциального поведения. В итоге количество мелких краж в метро уменьшилось на 33%, а вандализм на 37%. Практика живо распространилась по миру.
Устрашение классикой широко применяется в общественном транспорте США. Инструментальная музыка играет на остановках и вокзалах: пассажиры покупают билеты на поезда под барочные симфонии, они же звучат в залах ожидания на автобусных станциях. Более того, власти города Коламбус (Огайо) с помощью классики смогли прогнать с центральных улиц мелких наркоторговцев. В общем способ успел доказать свою эффективность.
В научных работах на эту тему пишут вещи очевидные — классика содержит культурный код, который противен большей части представителей социальных низов, поэтому они предпочитают удалиться в другое место. Все это превращает музыку не в объединяющую силу, а в инструмент расслоения общества, как в первобытные времена, когда ее использовали для обозначения контроля над территорией - так, зоологи предполагают, что одной из основных функций птичьего пения был не только поиск партнера, но и сохранение территориальных прав.
Конечно, есть мнение, что классика просто пробуждает в людях гуманизм несовместимый с хулиганством. Но эта версия больше походит на необоснованный идеализм. В любом случае классическая музыка давно стала маркером элитизма из-за сложности ее восприятия. Человек должен потратить много времени и денег, чтобы научиться ценить ее. Следовательно, она приятна ограниченному количеству людей и звучит угрожающе для остальных. И тут важно понимать, что речь не идет о коротких вставках в рекламе, а о цельных и длинных произведениях.