Гоша на дискотеке

СМИ г Москва

статья
230

Как попса убивает свободу мышления

О теории философа Теодора Адорно, который утверждал, что попса убивает свободу мышления:

Чтобы лучше вникнуть в эту историю - нужно коротко рассказать о самом Адорно. Философ родился во Франкфурте в 1903 г, юношей закончил консерваторию, а ближе к 30 занял позицию преподавателя по философии во Франкфуртском университете. Уже тогда утверждал, что музыка, как и культура в целом, либо делает социум свободным, либо забивает его мусором и приводит к деградации. В 1941-м, спасаясь от фашистов, он убежал в Оксфорд, а затем и вовсе улетел в Лос-Анжелес. Вот так философ, фанатевший от Стравинского, оказался лицом к лицу с Мики-Маусом и Перри Комо. Американская культура полностью дезориентировала Теодора. Но когда он пришел в себя, то сформулировал теорию, согласно которой попса манипулирует сознанием, доставляя быстрое и легкое удовольствие, тем самым сбивая людей с толку.

Конечно, легче всего списать такое заявление на снобизм философа, добавив, что в реальности массовая культура дает народу хоть как-то расслабиться. Но еще можно вникнуть в его теорию до конца.

Для аргументации философ ВПЕРВЫЕ ввел понятие постыдного удовольствия (гилти плеже) - обозначив им те произведения культуры, быстро и легко приносящие радость, которой многим так не хватает в рутинной жизни. Люди в своей массе по-прежнему много работают за небольшие деньги, им необходим способ выдернуться из адского круга. Попса, как раз-таки, требует куда меньше внимания, знаний, времени и, как следствие, денег, чем восприятие высокого искусства. Поэтому многие начинают с подвыванием слушать трек "Голубая луна". А это, солгласно, Адорно, сковывает наше сознание.

Скованность вырадается в том, что человек утрачивает желание интерпретировать и воспринимать большие, интеллектуальные произведения. Мышление приобретает клиповый, моментальный характер и попросту перестает переваривать что-то кроме однообразных припевов или коротких видео. Настоящее искусство, согласно Адорно, дарит нам художественную свободу. То есть дает время и пространство, а не "подсаживает" на себя. Ведь как вы наверняка знаете - все музыкальные хиты содержат хук (увлекательную и повторяющуюся часть), цепляющий внимание. Зачастую его вырывают из песни и используют в рекламе. Этот музыкальный прием и вызывает привыкание, надолго оседая в сознании. Думаю, некоторым знакомо ощущение, когда не можешь отделаться от хреновой навязчивой песни. Так поп-музыка убивает свободу мышления, в добавок обслуживает корпоративные интересы. Взять хотя бы песню «I Can’t Get No Satisfaction». Ее гитарный рифф появлялся в тысяче рекламных роликов, несмотря на смысл, заложенный в само произведение.В конечном счете Адорно связывает упадок художественной свободы с упадком свободы социальной. Привыкнув к повторениям, людям становится сложно уйти от навязчивых мыслей. В свободное время у них с трудом получается делать что-то новое. Гораздо проще по второму разу посмотреть любимый фильм. Или послушать поздний Ленинград. Или выполнять однообразную, но знакомую работу. Человек перестает приобретать новый опыт.

Стоит подчеркнуть, что Адорно критикует поп-музыку не за то, что она доставляет удовольствие (против удовольствия он ничего не имел), а за то, КАК она это делает. Правда, в конечном итоге во всем виновато социальное неравенство. Поэтому не стоит винить людей, включающих Инстасамку. Но стоит спросить себя о том, почему половина населения не может позволить себе образование.

0