Как визуальная составляющая выступлений влияет на общее впечатление
Закройте глаза и представьте разгар музыкального шоу. Ну, к примеру, Игги Попа с микрофоном в руках, который сейчас пустится в пляс. По мере того, как картинка будет появляться у вас в воображении, к ней наверняка примешается мелодия. Представить такую сцену без звука сложно.Музыка, без сомнения, феномен мультимодальный, то есть предусматривающий несколько плоскостей восприятия. И движения, которыми звук извлекается, становятся не простым мельтешением, а сильно его дополняют. В отдельных случаях визуальный вклад в музыку оказывается сильнее, чем то, что мы слышим.
Представьте себе видео двух разных исполнений одной и той же сонаты. Допустим, что на первом из них пианист эмоционально вскидывает руки и голову, а на втором играет сдержано. Если показать эти видео на минимальной громкости слушателям, то звук, который они домыслят, окажется категорически разным. Большинство из них соотнесет экспрессивное исполнение с более ярким звучанием.
Но штука в том, что даже если поменять местами звуковые дорожки этих выступлений, то большинство опрошенных все равно придет к заключению, что лучше звучал активно жестикулировавший пианист. Научная работа, подтверждающая этот тезис, опубликована исследовательской группой, которую возглавлял известный психолог Брэдли Вайнс.
В другом исследовании психолог Чиа Юнг Тсай из Университетского колледжа Лондона (UCL) доказала, что значительная часть людей удачно предсказывает победителей музыкальных конкурсов, если показывать им записи выступлений без звука. Анализируя картинку зрители намного чаще угадывали сильнейшего участника, в отличие от тех, кто слышал только звук или смотрел видео вместе с включенным звуком.