Гоша на дискотеке

СМИ г Москва

статья
281

Почему люди с амнезией не забывают песни

В марте 1985 г. выдающийся пианист Клайв Уэринг перенес вирусную инфекцию, которая нарушила работу области мозга, необходимой для формирования воспоминаний (поражение гиппокампа). Жизнь Клайва сузилась до 10 секунд — он не мог перенести события из настоящего в долгосрочную память. Обратный маневр тоже был заблокирован.

В то же время он адекватно воспринимал реальность, что делало его ситуацию незаурядной и вместе с тем бесконечно трагичной. Каждый раз, когда он моргал, жизнь начиналась заново. Потеряв ногу или глаз, человек без проблем узнает об этом; но узнать о потери памяти при ее полном отсутствии сложнее. Клайв тяжко переживал свое состояние, подозревая, что произошло нечто серьезное. Его терзали одиночество и страх. По словам жены Клайва, ему постоянно казалось, что он очнулся ото сна.

В течение первых лет он вел дневник. С периодичностью в несколько минут записывал: «Вот теперь я, наконец, пришел в сознание!». А потом зачеркивал и записывал снова. Так повторялось тысячи раз. Клайв мог только догадываться, что было в прошлом, например, увидев в руке полупустую кружку с чаем. При этом он всегда искренне радовался появлению жены, хоть и не мог сказать кто это.

Прошло двадцать лет. К удивлению, состояние Уэринга улучшилось. Пациент улыбался и много разговаривал. На столе лежал нотный лист, исписанный произведением Орландо ди Лассо (композитор 16 века), над переизданием которого Клайв когда-то работал. Он продолжал все забывать, периодически обращался к людям «Ваше величество», но снова играл на пианино.

Клайв мог долго отрицать, что знает, например, прелюдию №9 в ми-мажор, но потом садился за инструмент и полностью отыгрывал ее. Все были потрясены. Ведь его мгновенная память не работала, а она необходима при выполнении даже простых действий. Если вы не запомнили начало этого предложения, то не сможете понять его конец. Чтобы прочитать предложение нужно несколько секунд, следовательно, вы должны сохранить информацию в течение этого времени.

Так вот, оказалось, что восприятие музыки задействует другую память — несознательную процедурную. Каждый момент произведения связан по структуре с остальными и, участвуя в его создании, цепляясь за мелодию, Клайв снова чувствовал логичное течение времени. Обнаружилось это, когда он вдруг стал подпевать жене. Спустя годы он научился поддерживать нехитрый разговор, одеваться, чистить зубы, словом, выполнять задачи с заученным алгоритмом действий. Его состояние улучшалось, хотя сознательная память не вернулась до сих пор (сейчас ему больше 80).

Выброшенный в непрерывное настоящее, переживающий время как цепочку несвязных мгновений, Клайв сохранил мир с помощью музыки. В те минуты пока лилась мелодия он снова обретал себя. Благодаря этому случаю нейропсихологи подошли к пониманию, что человек активно чувствует музыку, а не просто вытаскивает ее из памяти. Именно поэтому бывает невозможно вспомнить слова из середины песни, но легко припомнить, если пропеть с начала. В какой-то степени вы можете совсем их не помнить, но воссоздать в голове, опираясь на чувство мелодии.

0