Что общего между музыкальной импровизацией и обычным разговором
О том, что общего между музыкальной импровизацией и обычным разговором. Текст журнала The Atlantic:
Местечко под названием «Бар 55» (Нью-Йорк, Гринвич Виллидж) напоминает портал в прошлое. Джазовые выступления проходят здесь с тех времен, как джаз появился на свет, то есть с начала XX века. Нынешний хозяин бара, Марк Кирби, прослушал тысячи концертов и считает, что хорошая джазовая импровизация похожа на остроумный диалог.«Один музыкант позволяет сказать фразу другому, а тот отвечает. В ходе импровизации какие-то темы поднимаются, какие-то отбрасываются. Общее настроение может выдерживаться в одной тональности или уходить по касательным. Происходит настоящий разговор», — рассказывает Марк. Если раньше это были простые домыслы, то теперь это научно-доказанная точка зрения. Медики из Университета Джона Хопкинса выяснили, что джазовая импровизация задействует те же регионы мозга, что и устная речь.
Группа ученых провела такой опыт: поместив музыканта в аппарат МРТ, они просили его сыграть знакомое произведение и фиксировали активность мозга. Потом, пригласив в помещение еще одного музыканта, ученые упрашивали его поимпровизировать с первым. Выяснилось, что в процессе совместного творчества у музыкантов активно работают области мозга, отвечающие за устную речь и синтаксис.
В то же время между музыкальной импровизацией и устной речью есть ощутимая разница — если во время нормального диалога мозг учитывает не только синтаксис речи, но и ее семантику, смысл слов, то при музыкальной импровизации этого не происходит. По крайней мере области мозга, ответственные за смысловую нагрузку, не напрягаются.
Однако один из музыкантов, участвовавших в исследовании, считает, что для опытных импровизаторов значение музыкальных фраз понятно без лишних размышлений. «В импровизации есть почти настолько же осязаемый смысл, как и в обычном разговоре. На интуитивном уровне ты чувствуешь, что твой собеседник проигрышем говорит “рад был поболтать”, ну и отвечаешь соответствующе».
Медики на основе исследования предположили, что человеческий мозг вообще изначально был способен воспринимать только музыкальную коммуникацию, а способность говорить стала побочным явлением. Но как бы там ни было, джазовые диалоги в «Баре 55» продолжаются и, в отличие от обычных, никогда не содержат вранья или серьезных недопониманий.