Гоша на дискотеке

СМИ г Москва

статья
236

Почему мы любим слушать одни и те же песни

О том почему мы любим слушать одни и те же песни:

Психологи давно поняли, что люди предпочитают явления, испытанные ими до этого, начиная с 1960-х г, когда американец Роберт Зайонц открыл эффект «знакомства с объектом». Нам больше нравится предмет, который мы уже видели ؅— мозг начинает легче и быстрее усваивать информацию, получая от этого удовольствие.Так вот, в музыке много повторяемости, по сути - повторяемость - одна из универсальных характеристик музыки во всём мире. По данным музыковедов Университета Арканзаса, мы слушаем уже знакомые нам песни в 90% случаев. А ещё в нашей голове застревают отрывки, которые мы слышим снова и снова.Повторяемость — настолько важный элемент, что иногда может превратить «немузыкальные» звуки в «музыкальные». Слово, которое повторяют вслух много раз, теряет значение и превращается в набор бессмысленных звуков. Это называется эффектом семантического насыщения. Мы начинаем обращать внимание не на смысл, а на высоту тонов и ритмику.

Конечно, музыка может обойтись без повторов, но исследования показали, что люди будут воспринимать её хуже. Ученые из все того же Университета Арканзаса дали послушать студентам, не имевшим музыкального образования, работы композиторов XX века (Лучано Берио и Эллиотта Картера), которые намеренно отказывались от повторяемости. Сначала испытуемые услышали оригинальные версии композиций, а затем изменённые, куда добавили повторяемость. Хотя вторые отрывки должны были звучать неестественно, студентам они понравились больше. Благодаря повторяемости они могли быстрее включаться в процесс, начиная подпевать и прихлопывать в такт знакомой мелодии.В другом эксперименте психолог Карлос Перейра и его коллеги из Хельсинкского университета показали, что, когда мы слушаем более знакомую нам музыку, участки головного мозга, отвечающие за эмоции, проявляют большую активность — нравится она нам или нет. Так что преобладание повторяемости в музыке по всему миру неслучайно. Она создаёт знакомые, а потому нравящиеся нам отрезки, которые позволяют предугадывать, что будет звучать дальше, и становиться соучастником произведения. Начинаются притопывания и прихлопывания. Между любимой песней и вами появляется субъективная связь, доставляющая удовольствие.

0