Почему современная музыка становится все грустнее
О том, почему современная музыка становится все грустнее:
Когнитивные антропологи, сосредоточенные на исследовании западной песенной культуры, недавно сделали одно любопытное открытие. Проанализировав тексты популярных произведений, они заключили, что англоязычные песни стали куда более минорными. В основы исследования лежат данные, полученные в ходе семантического анализа композиций, которые выходили с 1965 по 2015 год и попали в годовой итоговый чарт Billboard Hot 100. Таким образом, в поле зрения ученых оказались громкие хиты, начиная c «I Сan’t Get No Satisfaction», заканчивая «Uptown Funk». В дополнение они использовали тексты более чем 150 тыс. менее популярных произведений.
Принцип анализа был прост: проследить как изменялась частота использования слов, связанных с негативными эмоциями: «боль»-«ненависть»-«злость» и так далее. И в то же время проделать аналогичный мониторинг слов-маркеров позитивных эмоций. Оказалось, что за последние 50 лет песни стали грустнее чуть ли не на 35%. Если конкретней, то количество негативных слов, использованных в песнях-участниках Billboard Hot 100 увеличилось с 450 единиц в 1965 году до 750 единиц в 2015 году, а присутствие позитивных слов сократилось с 1750 единиц до 1150 единиц. Да, в абсолютном выражении позитивных слов в песнях всегда было больше, чем негативных. Это связано с универсальным феноменом человеческой психики, известным как «принцип Поллианны (http://bit.ly/3c2xl7O)», согласно которому люди охотнее воспринимают приятную информацию, чем неприятную. Ученые не ожидают, что такое положение вещей изменятся, а скорее хотят указать на общий тренд в настроениях.
Тенденцию к написанию более грустных песен можно проследить и по частоте использования отдельно взятых слов. Например, слово «любовь» за последние 50 лет стали произносить в два раза меньше, ну а слово «ненависть» стали применять на треть чаще. Все эти данные, собранные учеными из Университета Брунела (Лондон), совпадают с результатами других научных работ. В 2018 году независимая группа исследователей проанализировала текст 500 тыс. английских песен и пришла к выводу, что 1985 по 2015 год наметился явный тренд на негатив. По их данным, изменились не только слова: темп стал медленнее, а мелодии минорнее. Постепенно мы подходим к главному вопросу – как это всё интерпретировать?
Существует несколько теорий, главная из которых связана с теорией Чарльза Дарвина. Согласно ей, наша культура эволюционирует по тем же принципам, которые изложены в теории эволюции естественного отбора. На практике это означает, что авторы новой музыки - подсознательно или осознанно - ориентировались на примеры наиболее успешных песен минувших лет. И если эта гипотеза подтвердилась бы, то можно было бы утверждать, что негативные тексты песен всегда делали произведение чуть более популярным. В её пользу говорят другие открытия антропологов, согласно которым негативная информация в обществе быстрее распространяется.
Так или иначе увеличение негатива в англоязычной музыке за последние 50 лет – малоизученный феномен. Вероятно, чтобы лучше в нём разобраться, нужно понять почему ближе к середине XX века произведения были настолько позитивными. Возможно, причиной тому была централизованная рекорд-индустрия, не пропускавшая негатив. Возможно, значения имеют только социокультурные изменения. Всё это гипотезы, которые ученым ещё предстоит проверить. Но факт остается фактом – петь о грустном в западном мире стали чаще.