Atom™

Dj / продюсер

статья
1290

Альбом недели: Atom TM "Liedgut" (2009)

На берлинском лейбле Raster-Noton вышел альбом "Liedgut" проекта Atom TM. Старомодное слово "Liedgut" можно перевести как "Собрание песен" или даже "Песенное богатство". Музыка, о которой в будущем захочется вспомнить.

Raster-Noton – известный производитель тихого, пустынного, сверхминималистического техно. В последнее время стало казаться, что Raster-Noton постепенно оживает и выходит из темного угла, в котором в последние годы оказались немецкие электронные лейблы.

В 2005 Raster-Noton заказал Уве Шмидту (Uwe Schmidt) – именно он скрывается за псевдонимом Atom TM – новый альбом с условием, что он не будет попадать в стилистику лейбла. Уве Шмидт – один из гигантов немецкой электронной музыки, список его сольных и совместных проектов бесконечен, в 90-е бывали моменты, когда казалось, что он выпускает каждый месяц по альбому. Каждый альбом – под новом именем и со своим особенным взглядом на вещи, со своим особенным мировоззрением. Уже много лет Уве живет в Чили, куда он убежал от застоя немецкого техно. Новому поколению слушателей наиболее известен его проект Senor Coconut.

Почему "Liedgut"?

Старомодное слово "Liedgut" можно перевести как "Собрание песен" или даже "Песенное богатство". Сначала Уве хотел заполнить весь альбом несложным битом, который бы постоянно менялся, получилась бы фуга, состоящая из вариаций одной ритмической фигуры.
Однако, во сне ему пришла другая мысль: он осознал, что белый шум - это на самом-то деле романтическая идея.
Белый шум - это просто нейтральный шорох, шуршание, если протянуть звук "ш-ш-ш-ш", это и будет белый шум. Белый шум широко используется в электронной музыке, хотя нойз-террористы его не особенно любят. Оно и понятно, белый шум слишком мягок, он не режет уши.

Романтизм и минимализм

Собственно, во сне Уве догадался увидеть современную технологию глазами эпохи романтизма, то есть XIX века. Он сам большой фэн фортепианного трио Франца Шуберта, кстати, и Kraftwerk были небезразличны к великому романтику: на альбоме "Trans-Europa-Express" есть трек "Franz Schubert". В саундтреке к космической утопии Стенли Кубрика использованы пассажи из Шуберта.Среди сильных впечатлений последних лет Уве называет книги Гельмгольца и Ницше, а также большую выставку в Вене "Бидермайер – изобретение простоты". Музыкант уже давно интересовался происхождением орнамента, сложным переплетением завитушек – начиная от фуг Баха и заканчивая современными фракталами.
Искусство барокко в этом отношение было очень показательным, оно было пышным и сложным, эпоха бидермайера означала значительное упрощение, "сегодня же, – говорит Уве Шмидт, - мы имеем дело с вездесущим постулатом минимализма. В музыке это очень заметно. Избыточное, выходящее из берегов, барочное и фрактальное сглаживается и подавляется".Минимализм в искусстве

Уве считает, и с ним трудно не согласиться, что упрощение, минимализм – и в искусстве, и в дизайне, и в архитектуре, и в музыке – подверглись гигантской инфляции, слишком много произведено всяческого минимализма, никто не спрашивает: "А почему, собственно? Насколько он обоснован?"
Уве Шмидт: "Минимализм превратился в стиль жизни. Смысл упрощения состоит на самом деле в повышении функциональности, упрощение связано с посткапиталистической экономикой: строители должны упрощать, чтобы минимизировать расходы, дизайнеры должны упрощать, чтобы продукт быстрее читался. Но имеет ли простота какое-то значение вне экономических соображений? В любом случае, в "Liedgut" я хотел помыслить простоту без аспекта функциональности".
Гармонии Шуберта
Центральная часть альбома так и называется – "Центральная часть": это несколько в меру сил мелодичных треков, в которых Шуберт прямо не цитируется, но используются его гармонии. В этих треках слушатель может перевести дух.
Любопытно то, что альбом "Liedgut" вообще имеет части, каждая из частей разбита на свои части, есть возвращающиеся темы – скажем, тема белого шума. Некоторые части очень короткие, буквально 20 секунд, другие длинные: альбом не производит впечатление набора самодостаточных треков, нет, "Liedgut" явно обладает внутренними пропорциями, симметриями и сдвигами.

Причем тут Гельмгольц?

Книгу Германа Гельмгольца "Учение о восприятии звуков как физиологическое основание теории музыки", изданную в 1863-м, Уве Шмидту послал Флориан Шнайдер (Florian Schneider, шеф Kraftwerk). В своей книге Гельмгольц даже описывает проекты машин, которые были бы способны произносить гласные и согласные звуки.

В некоторых треках Уве Шмидта звучит сильно искаженный голос робота, очень похожий на голоса в песнях Kraftwerk. Голос, говорящий в "Liedgut", синтезирован. Звуки "к", "ф", "т", "с", "ш" - это фактически шум. Уве решил и в самом деле заменить эти звуки искусственным шумом. Компьютер, разумеется, может сгенерировать любой шум, только надо предварительно указать нужные доминирующие частоты. Этот способ работы оказался очень неинтуитивным: кто знает частотные характеристики звука "с" внутри какого-то слова?

Потому Уве взял на прокат у своего приятеля старый аналоговый синтезатор MS20. В словах на месте шумных звуков были оставлены паузы, и маэстро их заполнил синтезаторным шумом, так чтобы слово было узнаваемым.

Альбом "Liedgut" во многом выполнил программу Гельмгольца, который считал, что вся сфера нами слышимого состоит только из волн и шума. Это и есть описание альбома "Liedgut" – волны и шум.
Уве Шмидт: "И тут Шуберт вовсе не кажется случайным, в его песнях речь тоже идет о волнах и полях, о горах и долинах. Все эти слова – "волны", "поля", "шум", "ток", "поток", многие другие физические термины – имели в эпоху романтизма особенный смысл, они прямо описывали ландшафт. В ходе формулировки и развития физических теорий физические термины оторвались от своих первоначальных значений, произошли трансформации, скажем, волны превратились в частицы".

"Сухая" музыка

Альбом "Liedgut" получился неярким и сухим. И в этом его немалое достоинство, обычный минималистический эмбиент аутически шелестит и потрескивает себе под нос, предполагая, что это бульканье в идеале должно длиться бесконечно. "Liedgut" очень жестко отмерен и сшит. Тут нет самопогруженности, нет упивания малоумными звуками. Его музыка не уносит тебя с собой, в ней нет транса, ее сделал не экслюзивный любитель гуделок и нойза, она похожа на непонятное произведение современного искусства, которое не хочется очень долго рассматривать (нечего там рассматривать), но хочется, скорее, в будущем при случае вспомнить.

Автор: Андрей Горохов
Редактор: Дарья Брянцева

0