Интервью с основателем лейбла «Гост Звук»
О том, кто и зачем переиздает малоизвестную советскую электронику или интервью с основателем лейбла «Гост Звук» Ильдаром Зайнетдиновым low808:
«В стране происходит забвение музыкального наследия. Будто мы варвары, которым в 90-е открыли мир, дали что-то западное и только с ним мы и работаем. На самом деле наши предки создавали достойную музыку, просто ей не нашлось места в современном контексте»,
– сокрушается Ильдар Зайнетдинов (low808), покачиваясь на табурете. Из глубины квартиры, в которой мы сидим, доносятся звуки альбома Real Love Doesn’t Have Past Tense от Vtgnike (винтажнайка) – одного из главных музыкантов «Гост Звука». За спиной Ильдара высится стеллаж с коллекцией пластинок. Любезно предложив мне кофе и, что немаловажно, халву, он жестом приглашает присесть напротив.С момента своего появления в 2013-ом московский электронный лейбл «Гост Звук» успел стать крайне заметным как у себя на родине, так и на западе. При этом за 7 лет работы «Гост» серьезно разнообразил каталог и помимо танцевальных пластинок всё чаще издает более экспериментальный и смелый материал. Имена основных участников лейбла – Lapti, Flaty, Кузьма Палкин, OL и Nocow – знакомы многим из тех, кто неравнодушен к электронике. В грядущем апреле часть артистов «Госта» должна была отправиться в тур по Европе, но из-за пандемии план развалился.
Наша с Ильдаром встреча состоялась задолго до тотальной отмены выступлений и была посвящена «Гост Архиву» – отдельной серии релизов, обращенной к музыке советского андеграунда. «По сути то, чем мы занимаемся в рамках Гост Архива – это восстановление корней и некой структуры происходившего в 70 и 80-е годы», – рассказывает Ильдар. По словам издателя, серия началась в 2018-ом с выпуска альбома «Экзальтированная Колыбельная» советского композитора Михаила Чекалина.«Чекалин – невоспетый гений, который всегда остается верен музыке. В этом его отличие от того же Артемьева, который прибегает к компромиссам»,
– убежден Зайнетдинов. Советские власти действительно долго не давали Чекалину издаваться, поскольку его творчество, по сути, находилось в оппозиции к классической консерваторской музыке. При этом композитора всегда хвалили коллеги: С. Рихтер, К. Штокхаузен и даже Фрэнк Заппа.
Вторым по счету релизом «Гост Архива» стал никогда до этого не издававшийся альбом «Курорты Кавказа» (1986 г.) от знаменитого московского дуэта «Ночной Проспект». Его участники, Алексей Борисов и Иван Соколовский, записали «Курорты» с помощью драм-машинки и редких синтезаторов. В итоге работа оказалась чересчур странной даже по их собственным меркам, её убрали на полку. Кстати, в 87 г. эта пластинка попадала в руки Брайана Ино, который в тот момент был в Москве, но британец так и не удостоил её своей рецензией. Тем не менее, появившись в середине 2019-го, «Курорты» нашли своего слушателя и тираж из 300 копий раскупили. Производство обошлось лейблу в €3 тысячи, доходы от продаж уже реинвестированы в допечатку.
«Сейчас готовим полноценный альбом Рафика Бабаева – легенды азербайджанского джаза. С правами все сложно, но мы прободаемся. Это структурообразующая фигура, вокруг которой крутилось огромное количество музыкантов. Он много писал, но, к сожалению, рано погиб»,
– рассказывает Ильдар. Ещё «Гост» намерен издать альбом-посвящение легендарному питерскому диджею Слону, также известному как Жуткий Лазер (upd. - вышел в 2022-ом).«Надо проводить реконструкцию, всё расставлять на свои места и показывать, какую роль в развитии новой музыки играли советские композиторы»,
– заключает low808. И в условиях, когда историей отечественной электроники почти никто не занимается, серия «Гост Архив» остается одной из самых важных инициатив, направленных в эту сторону.