70-лет Жану-Мишелю Жарру
24 августа исполнилось 70 лет Жану-Мишелю Жарру выдающемуся музыканту, композитору, автору и постановщику грандиозных световых шоу, одному из пионеров электронной музыки!
"Моя бабушка происходила из семьи еврейских эмигрантов, покинувших Россию в 19-м веке и была в буквальном смысле влюблена в искусство. Мой дедушка играл на гобое, а также много экспериментировал со звучанием, и вошел в историю как изобретатель одного из первых аппаратов для снятия звука с проигрывателей виниловых дисков. Мой отец бросил нас, укатив в Америку и получив премию "Оскар" за музыку к фильму. Однако главную роль в моей жизни сыграла мама.
После развода родителей мы переехали из Леона в Париж и я частенько сидел на балконе и слушал пластинки, от джаза до классики. Иногда слушал и бродячих музыкантов, время от времени игравших под балконом. Эти первые живые уличные концерты произвели на меня неизгладимое впечатление.
Я впервые, вместе с мамой, попал на балет Стравинского «Весна Священная», когда мне было 8 лет, и получил очень мощный эмоциональный заряд. Примерно в то же время, оказавшись с мамой в парижской опере, я услышал великую арабскую оперную диву Ом Калсум, которую называли ближневосточной Марией Каллас — впечатление было неизгладимым. Ну, и конечно, Рей Чарльз! Музыка всех этих музыкантов рождала бабочек у меня внутри. Пожалуй, именно это обстоятельство окончательно укоренило меня в мысли заняться музыкой всерьез.
В юности я попал на выставку французского художника Пьера Сулажа в парижском "Музее Современного Искусства" и понял, что мелодия звучит не только в музыке, но и в живописи, а также в других видах искусства. С помощью игры света и тени, с помощью красок можно также выражать музыкальные мысли. Уже тогда в моей голове стали появляться первые образы музыкально-световых шоу.
Моя учеба в колледже была интересной, там я создал свою первую группу, названную «Тайна Четырех», потому что нас было 4 человека, и мы жутко хотели делать что-то невообразимо-музыкальное. После учебы я приобрёл свой первый синтезатор и начал сочинять электронную музыку. Затем я узнал, что в Германии живет фантастический человек, композитор Карлхайнц Штокхаузен, на счету которого было множество открытий. Я познакомился с ним и учился у него часами сидя в студии и наблюдая за всем, что делал признанный немецкий мастер.
По возвращении из Кельна на кухне своей квартиры, снятой неподалеку от Елисейских полей, я создал свою первую небольшую студию звукозаписи. В ней был один синтезатор и несколько бобинных магнитофонов. Первым заказом поступившим мне стала просьба сочинить музыкальное произведение для небольшой экспозиции, представленной в культурном центре 1969 года в городке Реймс.
Я не люблю стоять на месте, я понимаю, что моим слушателям хочется слышать от меня только хиты, которые принесли мне популярность, но, поверьте, это скучно. Я хочу делать что-то новое. Если бы мне было нужно одно и тоже, я бы не выпустил больше ни одной пластинки после «Oxygene». Мне нравилось веселиться вместе с молодыми музыкантами и я уверен, что это была не плохая ночь, больше напоминавшая дружескую тусовку. В конце концов, это музыка, и она не имеет границ.
Споры о музыку будут вестись всегда. Я думаю, время всех примирит. Вопрос может быть только один: нравится тебе музыка или нет? Ты можешь исполнить ее при помощи скрипки, или бутылки, или синтезатора, или диджейских вертушек, или при помощи программного обеспечения компьютера. Лишь бы нравилось людям.
Я хочу, чтобы мои концерты были бесплатными, потому что я заработал денег на несколько жизней вперед, и если люди платят деньги за мои шоу, то я хочу, чтобы мои гонорары спасали жизни малоимущим." - Жан-Мишель Жарр.