Наташа Abelle: моё место здесь
Прошлой осенью мы встретились с Наташей Abelle на территории тогда ещё безымянного завода на Дубровке. Прогуливаясь по его пыльным залам и усыпанному листвой двору, Наташа делилась своими мыслями и ощущениями. В тот момент мы увидели не «серьезного деятеля индустрии», а светлого и красивого во всех смыслах человека, искреннее любящего своё дело.КАКИЕ МОМЕНТЫ ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ АРМЫ БЫЛИ ДЛЯ ТЕБЯ САМЫМИ СЧАСТЛИВЫМИ?
Вечеринка в Берлине* стала для меня какой-то вехой. Потому что до неё я вообще стала сомневаться в том, что занимаюсь своим делом. Ну если у меня 5-6 таких обломов подряд. Может, мне судьба говорит: «Всё, хорош, иди построй детскую площадку». Я пробовала... Но после Берлина всё встало на свои места. Я поняла, что нет, это моё место. Это именно то, чем я хочу, могу и должна заниматься. Поняла, зачем и почему. Внутренний мир был найден.
// * десятилетие Армы в Funkhaus – прим. ред.
А ПОЧЕМУ БЫЛО РЕШЕНО ОТМЕТИТЬ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ИМЕННО В FUNKHAUS?
Просто потому, что это очень красивое место. Мы его увидели и подумали: «Вау, вот это да!» Да и потом на десятилетие хотелось как-то выйти за рамки клуба. Но площадка была сложная, мы там тоже переболели. Они в плане коммуникации супер непростые. И были какие-то договорённости, которые они уже прямо во время мероприятия нарушали. Это немного ломало настрой. Но в какой-то момент, днём, я поймала себя на ощущении: «Вот она – идеальная вечеринка моей жизни». То есть я была довольна всем, несмотря на эти сложности.
МЫ ПРИЕХАЛИ В FUNKHAUS ЕЩЁ ВО ВРЕМЯ МОНТАЖА, И СКЛАДЫВАЛОСЬ ТАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО ВСЕ АБСОЛЮТНО РАССЛАБЛЕНЫ, ПРОСТО ХОДЯТ, ЧТО-ТО ОБСУЖДАЮТ, А ВОКРУГ ВСЁ ПРОИСХОДИТ САМО СОБОЙ. КАК ТАК ПОЛУЧАЕТСЯ?
Ну, года, опыт, работа над собой. И у нас в первые несколько лет бывали коллапсы – и крики, и срывы, чего только не было. Мы научились ценить атмосферу не только на мероприятии, но и во время подготовки. Когда строишь вечеринку, ты начинаешь творить ее с самого начала. Монтаж – очень важная часть вечеринки, во время которой создаётся её вайб. В какой-то момент меня, конечно, начала резать эта нервозность во время подготовки. Кто-то на кого-то сорвался и всё: где-то уже умер медвежонок, и ты его не вернёшь. Стали стараться работать как-то более спокойно, сконцентрировано. Когда ты нервничаешь, лишнее волнение у тебя открывает какие-то клапаны, и то, что должно было пойти на вечеринку, уходит на это волнение. Поэтому мы стараемся как-то так, «на плавном».
АРМА В БЕРЛИНЕ БЫЛА ВО МНОГОМ ВДОХНОВЛЕНА КОЛЕЙЧУКОМ*. РАССКАЖИ, КАК ЧАСТО ТЫ НАХОДИШЬ ВДОХНОВЕНИЕ В ИСКУССТВЕ, И КТО ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК?
Колейчук. Я сейчас, наверное, в его эпохе нахожусь. Трудно назвать кого-то ещё, кто так же сильно отозвался во мне. Что тут сказать, конечно, искусство – неотъемлемая часть Армы. Или не Армы уже сейчас. Не знаю ещё, как будет называться новое место**. Точно не Арма. Имени нет, затык абсолютный. Мы до сих пор не можем понять – мальчик или девочка.
// * Вячеслав Колейчук – советский и российский художник, представитель кинетического направления в современном искусстве – прим. ред.
// ** десятилетие Армы в Funkhaus – прим. ред.
РАССКАЖИ О ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. СОЗДАНИЕ КОНЦЕПЦИИ МЕРОПРИЯТИЯ – ЭТО ЖИВОЙ ПРОЦЕСС, И, КОНЕЧНО, У КОМАНДЫ ПОЯВЛЯЮТСЯ МЫСЛИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. НО ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ФОРМИРУЕТСЯ ТОБОЙ?
У меня появляются какие-то образы. У меня вообще такое мышление – как будто в голове показывают несколько слайдов, и плюс приходит какое-то настроение. По-другому я не скажу. Какое-то внутреннее ощущение, настроение и визуальные образы. И уже поймав это ощущение, мы начинаем готовить вечеринку, пытаемся все в этом настроении синхронизироваться.
А КАК ДОНЕСТИ ЭТО ОЩУЩЕНИЕ ДО КОМАНДЫ?
Иногда какой-то фильм является вдохновением. То есть проще всем сесть и посмотреть кино. Или один раз у нас мультфильм был.
ЧТО ПОЯВЛЯЕТСЯ СНАЧАЛА, НЕКИЙ ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ, ПОД КОТОРЫЙ ВЫ ПОДБИРАЕТЕ АРТИСТОВ, ИЛИ СНАЧАЛА ВЫ ДУМАЕТЕ, КОГО ХОТЕЛИ БЫ ПРИВЕЗТИ, А ПОД НИХ УЖЕ СОЗДАЕТСЯ КОНЦЕПЦИЯ?
Обычно это параллельно происходит. Сейчас я начинаю думать над открытием и понимаю, что первое мероприятие хочется сделать экспериментальным, а не дискотекой. До шести утра примерно: шесть лайвов, две инсталляции. Появляется какой-то формат. Изначально мы думали, что это будет в феврале, поэтому возникло зимнее настроение. Потом мы уже осознали, что февраль – это нереально, и апрель – это наш месяц. Первые два артиста, которых нам хотелось услышать уже давно, можно сказать, забукированы, и уже начинает наслаиваться это ощущение – ранняя весна, улица – пытаешься поймать это настроение, и вот сейчас оно начнёт потихоньку складываться.
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О МУЗЫКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ АРМЫ, ТО У ВАС БЫЛ ПЕРЕХОД, УСЛОВНО, ОТ ИБИЦЫ К БЕРГХАЙНУ.
Ну мы прямо Бергхайном никогда не были. Этот котёл у нас за всё время заваривался раза два. Мы с моим партнером Лёшей* начинали с Sasha**. Так началось моё знакомство с электронной музыкой. Саша случился моим любимым диджеем. У него действительно есть неплохие старые миксы. А потом мы съездили на Ибицу, в Майами, увидели другие клубы. Не такие, как в Москве. У нас было всего два закрытых клуба – «Крыша Мира» и «Газгольдер». То есть, собственно говоря, ничего не было, и было очень-очень много гламура. Вся эта эпоха «Дягилева» и т.д. А в поездке я увидела совершенно другие клубы, с крутым звуком, профессиональные, которые работают как машины, на совершенно другом уровне. Подумали, что хотим так же.
// * Алексеем Шелобковым, сооснователем клуба Arma 17 – прим. ред.
// ** Alexander Paul Coe – прим. ред.
КАКИМ ОБРАЗОМ, КСТАТИ, НА АРМЕ ПОЯВИЛИСЬ РУМЫНЫ?
На сериях Андрея Донина Log. Его концепция заключалась в том, что он выбирал артистов, которые ещё не приезжали в Москву. Кого-то он вообще откапывал, каких-то совсем неизвестных ребят. Однажды он пришёл со словами: «Надо RPR»*. Мы забукировали RPR на начало февраля и случился пожар, пришлось их отменить. Мы договорились ещё раз, и они все трое приехали к нам.
// * RPR Soundsystem – Раду, Педро, Рареш – состав румынского лейбла a:rpia:r – прим. ред.
RPR Soundsystem Live @ NYE MMXIV:ВМЕСТЕ С ТЕМ, КАК МЕНЯЕТСЯ МУЗЫКА НА АРМЕ, МЕНЯЕТСЯ И ТВОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВКУС?
Конечно, приезжают артисты, ты слушаешь одну музыку, потом слушаешь другую. Для меня это бесконечный процесс… Раз в год у меня случается творческий кризис, когда я уже ненавижу всю ту музыку, которую играла последние полгода, а новую ещё не нашла. Вообще у меня постоянно меняется вкус. Точнее не вкус, а то, что нравится слушать в данный момент. Мне, в принципе, нравится очень разная музыка.
Abelle @ 20ft Radio:А ТЫ КОГДА-НИБУДЬ ПРОБОВАЛА САМА ПИСАТЬ МУЗЫКУ?
Нет, но, кажется, что у меня, наконец, появился какой-то позыв к этому. Сейчас я понимаю, что всё-таки хочу извлекать какой-то звук и думаю, что готова. Но, если честно, написанием музыки нужно заниматься серьёзно, уделять этому много времени. А у меня большая часть творческого потенциала уходит на создание мероприятий. Это всё-таки большой процесс. Я от него получаю огромное удовольствие. Это моя музыка, если так можно сказать.
ТЫ ЧАСТО СЛУШАЕШЬ МУЗЫКУ?
Я вообще из тех людей, которые ценят тишину. И именно от звукового загрязнения мой мозг очень сильно устает. Поэтому я люблю, чтобы было прям совсем тихо. Но когда я слушаю музыку - я слушаю музыку. Не очень люблю делать что-то параллельно. Есть фоновая музыка, которая дома играет, какие-нибудь группы интересные и т.д. И даже от этого я в какой-то момент начинаю уставать. Есть время для работы, а есть - для музыки.
КАК ПОЯВИЛСЯ ТВОЙ ДИДЖЕЙСКИЙ ПСЕВДОНИМ?
Это очень смешно. У меня всё в жизни было правильно – поступила в институт, закончила, дальше карьера и всякое такое. И когда я внезапно поняла, что хочу научиться играть, мы с Алексеем пошли в диджей-школу. Закончили курс, после которого обещали практику. На каком-то корпоративе мне предложили эту практику пройти, поиграть что-то в начале вечера. Но ведь нужен диджей-ник! А я тогда только сделала татуировку с пчелой на плече. И я полезла искать на разных языках слово пчела – мне за 15 минут нужно было придумать какой-то ник. Стала искать и нашла на французском слово пчела*. Поняла, что слишком сложно и чуть-чуть сократила. Вот, пожалуйста. Я вообще думала, что это шутка на один вечер. В какой-то момент даже хотела поменять, но мне сказали: «Это кощунство, не трогай».
/ * abeille – прим.ред.
КАКУЮ МУЗЫКУ ТЫ СЕЙЧАС СЛУШАЕШЬ ПОМИМО ЭЛЕКТРОННОЙ?
Детскую. У нас дома монополия на музыку у Алисы. Она любит детские пластинки, а сейчас у неё новое увлечение – она смотрит клипы в интернете. Её любимые группы – Vacuum, Depeche Mode. В общем, музыку ставит Алиса.
А ОНА СЛУШАЕТ ТВОИ СЕТЫ, ЕЙ НРАВИТСЯ?
У неё меняется отношение. Она как ребёнок чувствительна, поэтому, например, не любит тревожную музыку. И просит, чтобы её поскорее выключили. Самая страшная музыка – это папина, конечно. Если трек жуткий, то Алиса говорит: «Это папина музыка, надо выключать». Периодически ей нравится музыка, которую я ставлю. Но она должна быть добрая и спокойная.
ВЫ КАК-ТО НАПРАВЛЯЕТЕ ЕЁ В МУЗЫКАЛЬНОМ СМЫСЛЕ, ИЛИ ОНА САМА ВСЁ ИССЛЕДУЕТ?
Да, конечно, направляем, включаем разное, подсовываем какие-то группы, имена. Но при этом, когда мы едем в сад, она может включить детское радио и с удовольствием петь все детские песни. Я для себя приняла решение, что вообще не буду в это вмешиваться. У ребёнка должно быть своё детство, свои детские песни. Может, они кажутся дурацкими, ну и пусть. Всё равно у неё, как мне кажется, вкус сформируется.
ТЫ ПЕРИОДИЧЕСКИ БЫВАЕШЬ В ДЕРЕВНЕ. ЧТО ЭТО ЗА МЕСТО?
Я там родилась. Это 60 км от Москвы по Каширскому направлению, деревня Астафьево. Бабушка и дедушка там жили. И моя мама оттуда, она там папу встретила. Они поженились и стали жить там. Когда мне исполнился год, мы переехали.
ТЫ ЧАСТО БЫВАЕШЬ ТАМ?
Нечасто, но время от времени мне очень хочется туда… вынырнуть. Есть потребность в этом. У меня там любимая облепиха, я сама собираю ягоды – это самое лучшее лекарство на целый год, на целую зиму. Для меня – лучше любой таблетки. Там круто. Речка, лес.
РАССКАЖИ О СВОИХ ОТНОШЕНИЯХ С МОСКВОЙ. ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ, ЧТО МОСКВА – ЭТО ТВОЙ ГОРОД?
Да.
ПОЧЕМУ? ПРОСТО ЧУВСТВУЕШЬ?
Да, просто чувствую. Я тоже пыталась после всех этих событий как-то препарировать свои отношения с Москвой. Получилось, что прошлую зиму я много времени в Азии провела. Мне там очень комфортно физически. Моему телу там очень хорошо. И когда я вернулась, у меня была долгая акклиматизация. Голова болела две недели, не останавливаясь. Вся эта загазованность, сухость, экология, ритмы… думала: «Боже, что же я здесь делаю? Зачем же я так над собой издеваюсь? Есть же место, где мне хорошо». Но переболела этот период и перестала думать о том, как бы мне куда-то перебраться. В какой-то момент просто поняла, что нет. Хорошо куда-то съездить, восстановиться, отдохнуть, но моё место здесь.
ЕСТЬ ЛИ В МОСКВЕ КАКИЕ-ТО МЕСТА ИЛИ ЧТО-ТО ТАКОЕ, ЧТО ВДОХНОВЛЯЕТ ТЕБЯ?
Я почему-то за вдохновением всегда куда-то уезжаю. Путешествия меня очень сильно вдохновляют. Когда глаза радуются чему-то новому, это очень здорово стимулирует творческий процесс.
МОСКВА И ПИТЕР – В ЧЁМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ДВУМЯ СТОЛИЦАМИ В ПЛАНЕ АТМОСФЕРЫ И ЛЮДЕЙ?
Питер, мне кажется, более пацанский, более холодный. Такой «на сквозняке». Москва больше комфорта создаёт.
ГДЕ БЫ ТЫ ЕЩЁ ХОТЕЛА ПРОВЕСТИ АРМУ?
Не знаю, у нас куда падает взгляд, туда мы и идём… ну, Япония. В Японии хочется. До неё, конечно, далеко, но мы начинаем подбираться. И ещё Южная Америка очень привлекает, но у нас это ещё вообще нехоженая территория.
ЗА ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ АРМЫ СМЕНИЛОСЬ НЕ ОДНО ПОКОЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ СЛУШАЮТ МУЗЫКУ, ХОДЯТ НА МЕРОПРИЯТИЯ. ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ, ЧТО ЭТО УЖЕ ДРУГИЕ ЛЮДИ?
Да, они другие. Я сужу по своему сыну – ему 19, и он совершенно другой. Он свободнее, у него совершенно по-другому мышление, отношение ко всему строится. И мне кажется, что при этих детях должно что-то наконец измениться.
А ОН БЫЛ НА АРМЕ?
Да, он начал ходить. Долго отнекивался, я его звала с 16 лет: «Даня, пойдём в клуб». А он: «Нет, моё время ещё не пришло». И в какой-то момент… а, это случилось на «Эпизоде». Он поехал на «Эпизод» и провёл там с нами несколько вечеринок. «Всё, теперь я буду ходить в клуб, мам», – ему понравилось.
ТЫ ГОВОРИЛА, ЧТО ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, ОФОРМЛЕНИИ И Т.Д. ВАЖНО ИМЕТЬ ЧУВСТВО ЮМОРА. В ЧЁМ ЭТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ?
Это когда ты смотришь на какую-то деталь и улыбаешься. Понимаешь, что человек пошутил. Когда слишком серьёзно ко всему относишься, сложно жить, как мне кажется. И круто, когда ты способен играть, то есть возвращаться в детство. Мы очень любим играть. Песочницу поставим или ещё что-нибудь. На Бережковской, например, у нас были песочницы в подвале.
ТЫ КАК НАСТОЯЩАЯ ХОЗЯЙКА В ЛЮБОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЫТАЕШЬСЯ ВДОХНУТЬ УЮТ И КОМФОРТ. ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ВАЖНО ДЛЯ ТЕБЯ?
Потому что ты же создаёшь некое пространство, некий микромир. Хочется, чтобы он стал территорией со специальной атмосферой, где ты переступаешь калитку, забор и как будто оказываешься чуть-чуть в параллельном мире. Для меня это всегда было важно. Мне кто-то один раз сказал, я об этом даже не думала, но мне так понравилось…. Кто-то сказал, что Арма – это новое общество, где люди приходят и хотят вести себя лучше, взаимодействовать друг с другом. Они приходят и как будто говорят: «Я не буду хамить, не буду мусорить, помогу человеку, если он меня попросит». Для меня это было неожиданностью, мне было безумно приятно это слышать. Неужели так оно и есть? Я верю, на самом деле, что разумное, осознанное меньшинство способно очень сильно менять весь мир вокруг себя. И это вопрос какого-то накопления, чтобы это перешло в какое-то новое качество. Чтобы всё общество почувствовало на себе влияние этого небольшого меньшинства.
Над материалом работали:
Юля Троицкая, Матвей Иващенко, Александр Бакленев, Никита Исаев