Как прошла выставка ART.WHO.DARK в Москве
30 и 31 марта на территории швейной фабрики в Товарищеском переулке состоялась очередная сессия ART.WHO.DARK . Экспериментальный смотр восходящего искусства прошел под размеренный бит победителей Jagermeister Music Awards.
Аутентичная атмосфера экс-индустриального лофта послужила единым черным полотном, на фоне которого самовыражались начинающие художники. Экспозиция была представлена без выставочного освещения, чтобы ее рассмотреть посетители выставки высвечивали себе дорогу фонариками в телефонах. По задумке организаторов – команды Art.Who.Art – именно темнота вокруг позволила зрителю максимально сосредоточиться на изучении художественных замыслов авторов.
11 инсталляций участников ART.WHO.DARK были созданы на гранты «Варочного цеха» – масштабного объединения, учрежденного в 2014 году для поддержки новых форм современного искусства. Объединяющей идеей экспозиции стала тема «точки невозврата». В своих работах художники представили видение необратимого процесса, после которого невозможно вернуться к исходному состоянию.
К примеру, автор проекта Futureisnown – Антон Бунденко – сконструировал пространство музея будущего Ai terrorist organization, в котором поднял актуальный вопрос изучения информационно-технической эпохи и двусмысленности применения искусственного интеллекта.Арт-объединение SENSE представили инсталляцию «Дом», состоящую из двух подвешенных к потолку комнат. Комнаты олицетворяли собой путь развития человека в отрыве от привычной зоны комфорта.Художник Martin Jurra в своей инсталляции из бочек и бутылок показал бытовые «точки невозврата» – свадьба, кришнаиты, асфиксия, положительный тест на беременность, билет до Лос-Анджелеса, Dota 2, шприц с ложкой, а также предложил зрителям оставить в инсталляции вещи, которые по их мнению должны остаться в прошлом.
Автор инсталляции «Сады» – Евгения Мельникова – посвятила проект несбывшимся мечтам, рассказав личную историю о незавершенном гештальте.
Инсталляция OD ORGAN стрит-арт художника-экспериментатора представляет собой музыкальную фантасмагорию оптического дуализма. Теплым цветом окрашена музыка созидания, а холодным – разрушения. Это вечная борьба двух сторон, никто уже и не вспомнит, когда она началась, но вернуться в исходное положение кажется возможным.
Большое разнообразие форм исполнения и подачи материала экспозиции ART.WHO.DARK визуализировали собой феномен восходящего искусства.
Феномен восходящего искусства заключается в смелости, отсутствии правил и стереотипов. Мы не претендуем на звание кураторов и экспертов в области современного искусства. Мы делаем Art.Who.Art, потому что верим в то, что возможность заявить о себе и эмоциональный опыт, который получают авторы при взаимодействии с проектом, помогает им поверить в себя, в то, что их работы имеют смысл, обрести правильные связи и сделать новый шаг на пути своего творческого развития.
Команда Art.Who.Art
Помимо экспозиции в темноте на ART.WHO.DARK состоялась премьера интерактивного перформанса актеров “Мастерской Брусникина” – Алисы Кретовой, Марины Васильевой и Анастасии Великородной. Несмотря на то, что вовлеченность в перформативный акт была добровольной, грань между теми, кто остался в роли зрителя, и теми, кто принимал участие, растворилась в темноте – было ощущение, что все происходящее вокруг и есть непрерывный перформанс.
Музыкальную программу мероприятия обеспечили победители Jagermeister Music Awards — певица Яна Кедрина, выступающая под псевдонимом Kedr Livanskiy, уфимское хаус-трио «ЛАУД», андеграундный рэпер Kreem, резидент «Мастерской» Ивана Дорна группа [О], провокационная рэперша «На лицо», дуэт VIP (Vanessa i Pavlik Kuznetsov) и диджей sickdisco aka Станислав Кордонов.
Поп-ап формат проекта ART.WHO.DARK предполагал его существование лишь в течение 2-х суток, что обеспечило большое внимание как со стороны широкого зрителя, так и представителей андеграундной культуры столицы.
УЧАСТИНИКИ ЭКСПОЗИЦИИ ART.WHO.DARK:
КАРОЛИНА ДУТКА – визуальная художница из Приднестровья. Основными направлениями в работе являются документальная, концептуальная и стрит фотография, видео и инсталляции. Работы Каролины являются глубокой рефлексией её жизненного опыта, который отражается в темах дискриминации, домашнего насилия, ксенофобии, феминизма, социальных и культурных стереотипов. Два главных документальных проекта - NO SILENCE (2016), который впервые заявляет о существовании ЛГБТК+ сообщества в Приднестровье, и The Places of Violence (2017), исследующий феномен домашнего насилия. Сейчас работает над документальным постмедиа проектом Fem#In об отношении женщин к феминитивам. «Кто сегодня верит, что войны можно отменить? Никто, даже пацифисты» – Сьюзен Сонтаг. Другое дело, это масштаб войны и число жертв. Через свои проекты Каролина хочет уменьшить число жертв и сделать общество более толерантным. Это и является вдохновением для её социальных проектов и активизма через искусство.
The Point of no ReturnЯ училась на последнем курсе медицинского факультета. Переломный момент в моей жизни произошёл, когда я решила прекратить обучение. Выпускники школ часто не имеют чёткого представления о том, какой факультет выбрать, при этом в их умах есть ясная формулировка о невозможности выбора иного пути. Порой нужно время и необходимый жизненный опыт для принятия решения, которое может определить всю дальнейшую жизнь. Лабиринт из ткани характеризует жизненный путь, разделённый на части: рождение – детский сад – школа – университет – работа – пенсия – смерть. Он даёт возможность сделать выбор: продолжать идти по выбранному пути или пуститься в свободное плавание.
MARTIN JURRA Инсталляция «Точка невозврата»Конструкция из бочек с вставленными в них «розочками» из бутылок. Внутри каждой бочки находится лампочка, создающая свечение этих розочек и подсвечивающая объект внутри. Смотря через горлышко бутылки, видны разнообразные «точки невозврата» – свадьба, кришнаиты, асфиксия, положительный
тест на беременность, билет до Лос-Анджелеса, Dota 2, шприц с ложкой и т.д. Также есть бочка невозврата. Каждый посетитель может положить любую вещь на горлышко бочки и приведя рычаг в действие, уронить эту вещь на дно, где насыпан солод и хмель. В данной бочке так же имеется бутылка– глазок, чтобы увидеть чужие невозвраты. Завершает инсталляцию люстра из бутылок со слабыми светодиодами.
(IN)SIDE PROJECT – исследовательский проект в формате концептуального искусства. "Inside", "in" и "side"Проект «ЯПотерялся»
Дискомфорт сознания, вызванный дезориентированностью -> обнаружение себя в этой дезориентированности -> начало поиска. Прощупывание, сканирование, отправление запросов вовне – с целью нащупать "карту" окружающей действительности. Найти способы взаимодействия с ней и направление движения. Определить цель и самоидентифицироваться. Процесс поиска, обнаруженные решения и тупиковые маршруты. "Действующие лица" зафиксированы в некий определенный момент на разных этапах своих попыток поиска и с разными их результатами.
ВИТАЛИЙ ПРОСТОВ – художник родом из Якутии. Живет и работает между Москвой и Новосибирском. Творческий путь начался с подросткового увлечения граффити в 2006 году и плавно перешёл в изобразительное искусство. Последние 6 лет основные медиа художника: живопись, графика и инсталляции. Ключевая тема в творчестве – изучение комбинаций, символов и символических образов прошлого и настоящего. А также работа над собственной универсальной концепцией «ARTISTISM», которую составляют три элемента: идейность, ремесло и духовная работа самого художника.
Холст на подрамнике
Проект для Art.Who.Dark – символическое изображение стремительного изменения вещей и событий в окружающем нас мире, путём соединения классической медиа–живописи, с использованием флуоресцентной краски и изменяемого УФ-свечения.
АЛЕНА СМОЛИНА, НЕВОЗМОЖНОСТЬ ОСОЗНАТЬ СЕБЯ ВНЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВПроект состоит из 2х частей. Одна – демонстрирует чистое желание коснуться объектов, что отталкивает их. Человеческое тело прямо ассоциирует самого человека и пустое пространство вокруг этого – есть человеческое желание. Другая – показывает концентрацию внешних объектов в одну точку, как на хрусталик глаза. То, как компонуются вещи в сжатый символ, как на поверхность сфер. Любые предметы здесь сравнивниваются, являясь просто элементами картины.
РОМА ФЕДОРОВ – первым публичным проектом художника стал «Гипнокот», инсталляция в рамках арт-программы фестиваля OUTLINE. Из-за отмены OUTLINE, дебют «Гипнокота» состоялся на фестивале молодого искусства ART.WHO.ART в 2016. Ещё одна работа Романа — «Ворожея» — участвовала в выставке «Переспелые пальцы слонов» под кураторством Андрея Бартенева в галерее «Здесь». В своем творчестве автор раскрывает собственные экзистенциальные и теологические представления о жизни, человеке.
Инсталляция Heart of the Art, 2018Любой творческий человек понимает, что занятие искусством – не просто род деятельности или профессия, это призвание. Творить – значит бескорыстно подчиняться природному инстинкту человека самовыражаться, отражать свои мысли и умозаключения в различных изобразительных формах, музыкальных образах, художественных текстах. Это потребность такая же, как потребность дышать. Любое искусство идёт от сердца. Только сердцем человек видит истину. Глазам верить нельзя, они падки на иллюзии. Даже разум можно обмануть, но сердце — никогда. Таким образом, сердце — это основной элемент, который помогает творческому человеку создавать и развиваться. Heart of the Art — ода четырём видам искусства и тем людям, которые слушают своё сердце и сердце вселенной.
ЕВГЕНИЯ МЕЛЬНИКОВА, Инсталляция «Сады»Точка невозврата – это как безуспешная попытка выйти из воспоминаний и сказки о несбывшейся мечте. Фантазии и планы, которые трепетно согреваешь, выстраиваешь внутри себя и визуализируешь, закрывая глаза. Некоторые мечты сбываются, другие так и остаются хрустальными дворцами - они
живут в параллельном мире, и им уже не суждено сбыться. В своём проекте я говорю об одном из таких «дворцов», из которого до сих пор не могу вернуться. Проект автобиографичен. Воспоминания о сказке детства, когда мы с родителями мечтали создать прекрасный сад. Покупали красивые журналы, сажали цветы и представляли, как все когда-нибудь будет так же красиво, как на фотографиях.
Прошло время, родителей и сада теперь нет. Незавершенный гештальт остался. Я посвятила этот проект мечтам о сказке. За основу взяты фотографии из журналов, которые были нашим вдохновением. Проект сделан в инверсии, как символе иллюзорности этих планов, их несбыточности, слишком невероятном чудесном мире, в который уже никогда не попасть. Перенос фотографий на живописные холсты - попытка создать утраченную вселенную любви и мечтаний в осязаемых объектах искусства, которые стали самостоятельными объектами, но при этом являются лишь зеркалом в другой мир и никогда не впустят в свои границы. Газетная трава (проекция) по нижней части экспозиции – дополнение к «журнальным» холстам, своеобразный выход в ирреальный мир и приглашение в него погрузиться.
SENSЕ создано марте 2015 года усилиями Максима Силенкова и Егора Абатурова. Художники придерживаются идеалов, близких к идеям конструктивизма. Изначально объединение называлось UX Generative (User Experience Generative) по идеологии принятого вектора деятельности — генеративного взаимодействия и создания нового опыта для зрителя и соучастника их творчества. В SENSE работают люди из абсолютно разных сфер: архитекторы, художники, дизайнеры, IT-разработчики, AI-инженеры, но почти все занимаются музыкой и экспериментируют со звуком. Начиная с 2017 года, коллектив активно занимается своим выставочным пространством на территории «Хлебозавода» и раз в месяц проводит персональные выставки «Ситуация», в духе нью-йоркских лофт-выставок.
Инсталляция «Дом»
состоит из нескольких подвешенных к потолку комнат, которые олицетворяют существование человека в отрыве от привычной зоны комфорта. Человек так устроен, что ему необходимо постоянно находиться в состоянии развития своего ума, сознания и тела, а также создавать и культивировать новые смыслы. Работа команды SENSE, созданная для экспозиции Art.Who.Dark – это своего рода исследование человека через зоны восприятия, отвечающие за познание нового и подчеркивающие проблему формирования современной цифровой среды, где дом для некоторых становится всего лишь местом для ночлега, а интерьер – это декорации, которые обеспечивают чувство безопасности и спокойствия. По словам авторов «Дом» – это метафора к сепарации личности и окружающему её материализму, ведь по факту мы все становимся прозрачны в своих действиях и историях из которых состоит жизнь.
ANTON BUNDENKO // FUTUREISNOWN – использует новые художественные и кураторские практики, определенный язык интервенции и более актуальный медиум для восприятия и взаимодействия осознанно и целенаправленно.