Dissonance

Промокоманда г Москва

статья
1327

Мисак Самокатьян. Synthposium 5 Art + A/V

В этом году фестиваль изобретательной музыки и музыкальных изобретений Synthposium празднует свое 5-летие. Несколько знаковых площадок по всей Москве, выставка музыкального софта и железа, образовательная и деловая программы, а также более сотни выступлений российских и зарубежных артистов.

В преддверии фестиваля Dissonance подготовил для вас серию материалов, в которой мы расскажем об организации Synthposium, познакомим вас с командой и постараемся рассказать о том, что обычно остается за кадром.

Сегодня публикуем разговор с куратором Art + A/V программы Synthposium 5.

Мисак Самокатьян — молодой художник, участник движения Proun, который выступит на фестивале с собственным a/v лайвом, рассказывает об аудио-визуальном искусстве, проекте утверждения нового и объясняет, почему скоро в каждом доме будет свой синтезатор.

Как оказался в команде Synthposium

Я попал в команду в прошлом году. Тогда я учился в школе Родченко, и у нас была дипломная выставка на Винзаводе. Когда мы готовили выставку, со мной связались Максим и Наири. Мы познакомились, они посмотрели мои работы, оказалось, что мы делали параллельно много проектов на одних и тех же площадках (Door19, ТанцБар). Наири видел мои работы, но не знал, что это я их делал. И он предложил мне сотрудничать: либо курировать арт-программу Synthposium, либо заниматься экспозицией синтезаторов.

Я подумал, что в арте я и так со многими знаком, а инженеры интереснее: узнаю новых людей, изучу новые синтезаторы. Поэтому я взял на себя организацию экспозиции железа. Занимался этим достаточно эффективно, и когда все договоренности были достигнуты, Наири предложил мне сделать еще и арт-программу.В этом году я курирую Art+ A/V программу.

Synthposium Art

Я скорее приглашаю художников, за которых могу не волноваться и знаю, что они меня поддержат. Мы придумываем концепт, всё обсуждаем и вместе работаем над его воплощением.

Планируем сделать выставку не на три дня, а на месяц – она начнется в рамках Synthposium и проработает еще месяц.

Я бы мог позвать других художников и показать другое, не технологичное, искусство. Но когда инженеры и люди, интересующиеся железом, выйдут после экспо, пойдут на арт-програму и увидят объект из засыпанных в тазик гвоздей и палок, вряд ли их это впечатлит.

Поэтому все наши инсталляции связаны с взаимодействием звука и света. Это практически синтезаторы, которые живут своей жизнью. Думаю, что и остальной аудитории, которая в большинстве своем идет на экспозицию синтезаторов и интересуется звуковым оборудованием, модульными синтезаторами, которые выглядят сами по себе как аудиовизуальный арт объект, наши инсталляции должны понравиться.

Организатор vs Художник

Сейчас, занимаясь организацией галереи Proun, у меня возникает вопрос, чего во мне больше: программиста, художника, музыканта или организатора?

Но по сути то, что я делаю, везде одинаково. Когда я занимаюсь программированием, у меня есть модули, которые принимают данные, обрабатывают, посылают их, трансформируют. И все это должно объединиться, чтобы эти модули между собой общались, и было налажено взаимодействие. Поэтому, когда я переключаюсь на какую-то другую задачу, например, по фестивалю, у меня есть таблички, колонки, выпадающие списки, цвета – все структурировано и ясно.

В этом смысле процессы, по-моему, очень похожи. По-крайней мере, если бы я был художником, который рисует картины маслом… Для него тот мир, в котором он обычно находится, с таким компьютерным менеджерским миром налаживания процессов, может быть и не совсем логичен. Я работаю в такой среде, где должен объектно-ориентировано мыслить, соединять всё между собой, поэтому в моем случае творчество и организационная деятельность очень похожи. Задачи, конечно, разные, но тут важнее подход: если понимаешь, для чего ты это делаешь, кому нужна эта информация и как это все соединить вместе, тогда все получится. Мне нравится этим заниматься.

Как работает аудиовизуальное искусство

VJ - это когда человек послушал, какая примерно будет музыка, вышел и начал воспроизводить видео-контент, подстраиваясь под то, что играет. С A/V live все несколько сложнее. Попробуем разобраться на примере нашей совместной с ITSU работы.Сначала мы создаем параметрическую среду, устанавливаем некоторые связи, например, от такого-то звука на этой дорожке палочки вытягиваются и становятся тонкими, от другого начинают закручиваться, от третьего камера переключается, от четвертого происходят разные вращения.

Когда мы запрограммировали алгоритмы на наш лайв и начали играть музыку, уже появляеться картинка. Дальше мы можем направлять картинку звуком, а видео в каком-то смысле направляет тебя. Ты видишь визуальный образ, и он помогает не входить в транс, когда ты заигрываешься. По картинке ты видишь, что надо уже что-то менять. Ты сделал переход, а сфера изменила свое положение.

Когда все звуки были назначены в лайве и в визуальной среде, мы сыграли весь трек, записали его, а сфера каждый раз проигрывалась в риал тайме по-разному: камеры переключались по-разному, так как есть рандомные параметры, например, вращение камеры настроено по случайным числам. Мы записали десять дублей, нам принципиально не хотелось монтировать, поэтому мы взяли один дубль целиком и выложили. Vimeo включил это видео в подборку лучших за год.

Как это делают другие художники

У MFO все очень просто, но стильно. Большой экран, на котором они включают облака, и дым-машины. Дым сливается с этими облаками, и реальный мир очень гладко переходит в виртуальный. Все это еще подсвечивается, внутри облаков 3D графика и вспышки света. Сделано очень чисто и впечатляет именно простотой. Меньшими инструментами достигается мощнейший эффект, и это поражает.Tarik Barri создает аудио-визуальный мир, в котором рождаются некие объекты, и от их положения зависит громкость звука. То есть Barri как будто перемещается по этому миру и, когда он подлетает к объекту, мы слышим громче звук этого объекта, подлетая к другому объекту, мы слышим громче другой звук. Мне нравится, что это не просто звук, который влияет на визуал, здесь еще добавляется пространство.Где в Москве учиться аудиовизуальному искусству?

Не так давно мы запустили образовательные курсы Proun Education. Потому что в Москве, как мне кажется, есть места, где можно освоить программы, например Scream School. Но у них нет никакого блока по истории искусства, по концепту. В школе Родченко наоборот – сильный недостаток технической практики. Мы стремимся соединить эти знания.

Иначе получается, что люди выучили программу и показывают квадратик, который по экрану ездит и мигает. А почему квадратик так ездит и мигает, какие в это смыслы вкладываются? Классно, но этого недостаточно, чтобы называться искусством. Искусство более неуловимое и емкое. Для меня очень важно, чтобы за ним стояли какие-то концепты и идеи.

Проект утверждения нового

Proun – проект утверждения нового, термин введён Эль Лисицким. Нас интересует, что нового мы делаем и чем искусство, которым мы занимаемся, отличается от искусства прошлых поколений? Поэтому мы делаем Выставку Нового, где каждый её участник собственными художественными средствами попробует осмыслить эти вопросы и показать, как выглядит новое искусство.

Мы довольно пафосно заявляем, что делаем не современное искусство, а новое. Потому что в отношении современного искусства у людей уже сложились некие стереотипы, а то, что делаем мы, они воспринимают как нечто другое, без предрассудков. Именно для того чтобы создать такое разграничение, мы и ввели этот термин.

Для нас важна духовная составляющая творчества. У меня есть ощущение, что искусство до какого-то периода всегда было связано с чем-то божественным. А в современном искусстве произошел сдвиг в какую-то совсем другую систему ценностей. Мы ее понимаем, но не могу сказать, что разделяем. Для нас важнее, чтобы высказывание имело связь с духовным, а не просто концептуальным, как Campbell в баночке или прибивание яиц на Красной площади. Это может быть полезно для общества как элемент оздоровления, но мы видим искусство другим.

В своих работах мы не говорим о технологиях. Технологии - это инструмент, а не самоцель. Можно взять карандаш и нарисовать им карандаш, но мы берем карандаш, чтобы нарисовать что-то не связанное с самим инструментом. Есть область идей, мыслей, переживаний, и есть то, как ты пытаешься реализовать и донести эти переживания.

Свет, звук и время – самые тонкие материи

Мы работаем с time-based art. Все работы наших художников основаны на времени – это не фотография, скульптура, а то, что развивается во времени: музыка, видео, инсталляции, в которых есть время, театральные постановки, перформанс. Когда начинаешь думать о времени, сразу чувствуешь себя какой-то мелкой сошкой в большом организме. И чем больше думаешь о времени, тем осознаннее и спокойнее становишься.

Три наших основных материала – свет, звук и время. Это самые тонкие материи – их невозможно потрогать, это не доска и не металл. Свет – это солнце, огонь – он всегда впечатлял, его обожествляли и в древних, и в античных цивилизациях. Звук действует на сознание напрямую, минуя ум, адресуясь к памяти, заставляя испытывать переживания. Сама возможность записывать и использовать звук появилась всего сто лет назад. А свет в инсталляциях используют около пятидесяти лет. То есть это достаточно новые, но, как мне кажется, самые многообещающие и дающие простор для реализации классных идей инструменты, и еще много всего предстоит в них открыть и сделать.

В нашем движении у художников есть сильная тяга ко всему невиданному. Если сейчас изобретут гравитационные поля, которыми можно управлять с телефона, я обязательно возьму это на вооружение в творчестве. Или если сделают телепорт, который сможет расщеплять и переносить объекты, тогда буду использовать его в своих инсталляциях.Синтезатор в каждый дом

У нас в галерее стоит пульт и драм-машина. Я отдыхаю, как только начинаю играть. Когда ты уставший, вымотанный и с плохим настроением, звук тоже негармоничный, напряженный, неприятный. Ты начинаешь его доводить, улучшать, и вместе с тем, как трансформируется этот звук, твое самочувствие тоже улучшается, гармонизируется и тебе самому становится легче.

Звук для меня это все-таки самый любимый материал. Звуки, ритмы, переплетения помогают переживать все стрессы. Если я без синтезаторов неделю – начинается ломка. Я могу грубо отвечать, быть резким, но стоит подойти к синту, включить его и простоять полночи – всё проходит. Многие люди ходят восстанавливаться на музыкальные концерты. А если бы у них просто была драм-машина с модульным синтезатором дома, и они могли накрутить то, что хотят, может и не пошли бы на концерт.

Если раньше в каждой семье было пианино, и все на нем играли, но потом появилась звукозапись, виниловые проигрыватели, все начали слушать музыку, и это как будто ушло. Мне кажется, что скоро у каждого человека будет стоять дома небольшой модуляр. Наверное, это вопрос интерфейса: если разработчики сумеют сделать так, что любой человек с минимальными знаниями сможет создавать музыку, тогда в каждом доме будет стоять синтезатор. Я думаю, что нужно подождать еще одно поколение, если Synthposium существует всего пятый год, а прогресс уже налицо.

0